Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
Петрозаводского городского округа
«Детский сад комбинированного вида № 90
«Теремок»
"Адаптация ребенка к детскому саду в возрасте 1,5-2 лет" (на примере группы раннего возраста общеразвивающей направленности «Солнышко»)
Авторы статьи: воспитатели Спиридонова Е.Л., Потапова А.Н.
Ранний возраст имеет исключительно большое значение в развитие человека. В этот период закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности: познавательная активность, любознательность, уверенность в себе, и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая направленность. Все эти способности не возникают сами по себе, как следствие возраста ребенка, но требуют непременного участия взрослого и определенных педагогических воздействий. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду, а особенно дети 1,5 – 2 лет.
Что же такое адаптация? Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Цель адаптации: создать благоприятные условия социальной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения.
Основополагающей задачей было – разработать комплекс мер по повышению адаптационных возможностей детей раннего возраста. Основой для хорошей адаптации служат благоприятные условия, соблюдение режима дня, доброжелательные взаимоотношения, гигиенические навыки, чистота, свежий воздух и многое другое. Дома ребенок привык к определенному образу жизни, режиму, видам деятельности, характеру пищи, взаимоотношениям с окружающими, правилам поведения и т.д. В детском саду большинство условий будет
новыми и непривычными для ребенка, к ним малышу придется приспосабливаться и привыкать. А это для него очень сложно.
Для малыша приход в детский сад означает множество изменений:
В процессе приспособления – адаптации – поведение и реакции на многое у ребенка могут резко поменяться: чаще всего меняются:
Но эти изменения являются естественной реакцией на новые условия жизни, поэтому к ним нужно отнестись с пониманием. Когда ребенок привыкнет к садику, всё «станет на круги своя».
При ЛЁГКОЙ адаптации поведение детей раннего возраста нормализуется в течение месяца. Отмечается незначительное снижение аппетита: в течение 10 дней объём съедаемой ребёнком пищи достигает возрастной нормы, сон налаживается в течение 20-30 дней (иногда и раньше). Взаимоотношения со взрослыми почти не нарушаются, двигательная
активность не снижается. Ребенок вливается в коллектив всего за пару недель. Это наиболее часто встречающийся вариант. Негативные поведенческие реакции проявляются не сильно и быстро исчезают. Особенности этой степени адаптации: Не плачет и не устраивает истерик. Без проблем идет в сад по утрам и заходит в групповое помещение. Смотрит в глаза воспитателю без опаски, сразу реагирует на обращение. Охотно идет на контакт с другими детьми. Способен сам занять себя игрой. Легко подстраивается под новый режим дня. Проявляет адекватную реакцию на слова взрослых. При СРЕДНЕЙ степени адаптации дети привыкают к садику дольше, до 2-3 месяцев. Малыш часто болеет, становится капризным, раздражительным, неспособен влиться в детский коллектив. Признаки:
При ТЯЖЁЛОЙ адаптации срок привыкания может продлиться до 6 месяцев и даже больше. Подобные случаи встречаются не так часто. Ребенок проявляет агрессию или становится очень замкнутым. Продолжительность периода составляет от 2,5 месяцев и до нескольких лет. Когда процесс затягивается, стоит подумать о прекращении посещения дошкольного
учреждения. Имеет смысл обратиться к детскому психологу. Основные признаки:
В период адаптации воспитатели, по мере своих сил и возможностей, стараются обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку, дать максимум ласки и заботы. На первых этапах вхождения ребенка в условия детского сада воспитатели стремятся получить как можно больше информации о новых детях – об их особенностях и привычках – и учитывать
их при взаимодействии с малышами. Важно помнить, что умение ребенка выбрать дело по интересам развивает самостоятельность.
Полноценный сон – это отдых, позволяет организму ребенка развиваться гармонично. Сбалансированное питание – залог крепкого здоровья. Сюжетная игра развивает у детей коммуникативные навыки. Основной вид деятельности малыша в этом возрасте – игра. Основываясь на этом знании, нужно выстраивать воспитательную стратегию
и находить формы взаимодействия с ребенком. Попадая в детский сад, дети быстро откликаются на предложение воспитателя поиграть. Для них – это привычное дело. Основная задача в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Чтобы уменьшить стрессовые реакции детей, необходимо использовать
такие формы детской деятельности, которые известны и понятны детям, знакомы из личного опыта; формы работы, имеющие, по сути
терапевтический эффект, позволяющие отвлечь ребенка от разлуки с близкими, заинтересовать, снять напряжение, поддержать на стабильном
уровне эмоциональное состояние. Среди них можно выделить:
Чтобы облегчить малышу процесс адаптации, необходимо обеспечить плавное вхождение в новые условия – и поначалу приводить ребенка всего на 2 часа; через несколько дней, когда эмоциональное состояние ребенка и другие показатели адаптации в детском саду стабилизируются – оставлять до обеда. Позже начать оставлять и на дневной сон. А потом – и на полный день. Время пребывания ребенка в детском саду индивидуально, определяется воспитателями на основе наблюдений за ребенком. В период адаптации воспитатели, по мере своих сил и возможностей, стараются обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку, дать максимум ласки и заботы. На первых этапах вхождения ребенка в условия детского сада воспитатели стремятся получить как можно больше информации о новых детях– об их особенностях и привычках – и учитывать их при взаимодействии с малышами. Конечно же, в этом помогут родители, можно завести на каждого ребенка тетрадочку, в которой родители опишут своего ребенка, тогда воспитателю легче будет подобрать заветный ключик
для малыша.
В группе «Солнышко» есть группа ВКонтакте, где воспитатели и родители активно обсуждают насущные проблемы в группе, делятся информацией. Так как многие детки часто болеют, а в группе проводятся различные конкурсы, как, например, Международный День акварели, то родители помимо того, что приносят совместные работы детей и родителей в
группу для оформления стенда, оформляют также и виртуальную выставку с помощью сервиса Padlet (пример выставки https://padlet.com/julik23/oakd4cmyvr57).
За время адаптационного периода проведено родительское собрание, а также мероприятия для детей – «К нам приехал театр» (кукольный и с ширмой), выставка ко Дню народного единства, праздник Осени и др, а также активно используется музыкальный фонд.
Советы родителям по адаптации детей:
К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые
затрудняют адаптацию ребенка к детскому саду. Чего нельзя делать ни в коем случае:
Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.
Когда речь идет об адаптации ребенка к саду, часто говорят о том, как трудно малышу и какая ему нужна помощь. Но "за кадром" почти всегда остаются родители, которые находится в не меньшем стрессе и переживаниях! Они тоже остро нуждаются в помощи и почти никогда ее не получают.
Часто мамы и папы не понимают, что с ними происходит, и пытаются игнорировать свои эмоции. Но не стоит этого делать. Вы имеете право на все свои чувства, и в данном случае они являются естественными. Поступление в сад — это момент отделения ребенка от родителей, и это испытание для всех. У мамы и папы тоже "рвется" сердце, когда они видит, как переживает малыш, а ведь в первое время он может заплакать только при одном упоминании, что завтра придется идти в сад. Чтобы помочь себе, нужно: быть уверенными, что посещение сада действительно нужно семье. Например, когда маме просто необходимо работать, чтобы вносить свой вклад (порой единственный) в доход семьи. Иногда мамы отдают ребенка в сад раньше, чем выходят на работу, чтобы помочь ему адаптироваться, забирая пораньше, если это бу дет нужно. Чем меньше сомнений в целесообразности посещения сада, тем больше уверенности, что ребенок рано или поздно обязательно справится. И малыш, реагируя именно на эту уверенную позицию, адаптируется гораздо быстрее.
поверить, что малыш на самом деле вовсе не "слабое" создание.
Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать, даже если слезы текут рекой. Парадоксально, но факт: хорошо, что ребёнок плачет! Поверьте, у него настоящее горе, ведь он расстается с самым дорогим человеком — с мамой! Он пока не знает, что вы обязательно придете, еще не установился режим. Но вы-то знаете, что происходит, и уверены, что заберете малыша из сада. Хуже, когда ребенок настолько зажат тисками стресса, и у него не получается плакать. Плач — это помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Поэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребенка за "нытье". Конечно, детские слезы заставляют вас переживать, но вы тоже обязательно справитесь. Заручиться поддержкой. Вокруг вас родители, переживающие те же чувства в этот период. Поддерживайте друг друга, узнайте, какие "ноу-хау" есть у каждого из вас в деле помощи малышу. Вместе отмечайте и радуйтесь успехам детей и самих себя.
Будьте терпеливы, проявляйте понимание и проницательность. И тогда скоро детский сад превратится для малыша в уютный, хорошо знакомый и привычный мир!