Муниципальное бюджетное дошкольное 
образовательное учреждение 
Петрозаводского городского округа 
«Детский сад комбинированного вида № 90 

«Теремок»

185034 г. Петрозаводск
ул. Нойбранденбургская, 23
Телефон 8 (8142) 57-99-09
Эл. почта mdou90@bk.ru

Адаптация к условиям ДОУ. Из опыта работы

"Адаптация ребенка к детскому саду в возрасте 1,5-2 лет" (на примере группы раннего возраста общеразвивающей направленности «Солнышко»)
Авторы статьи: воспитатели Спиридонова Е.Л., Потапова А.Н.


Ранний возраст имеет исключительно большое значение в развитие человека. В этот период закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности: познавательная активность, любознательность, уверенность в себе, и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая направленность. Все эти способности не возникают сами по себе, как следствие  возраста ребенка, но требуют непременного участия взрослого и определенных педагогических воздействий. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду, а особенно дети 1,5 – 2 лет.

Что же такое адаптация? Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Цель адаптации: создать благоприятные условия социальной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения.

Основополагающей задачей было – разработать комплекс мер по повышению адаптационных возможностей детей раннего возраста. Основой для хорошей адаптации служат благоприятные условия, соблюдение режима дня, доброжелательные взаимоотношения, гигиенические навыки, чистота, свежий воздух и многое другое. Дома ребенок привык к определенному образу жизни, режиму, видам деятельности, характеру пищи, взаимоотношениям с окружающими, правилам поведения и т.д. В детском саду большинство условий будет
новыми и непривычными для ребенка, к ним малышу придется приспосабливаться и привыкать. А это для него очень сложно.

Для малыша приход в детский сад означает множество изменений:

  • долгое отсутствие родителей;
  • пребывание в новом помещении длительное время;
  • более строгий режим дня;
  •  постоянный контакт со сверстниками;
  • новые требования к поведению;
  • другой стиль общения.

В процессе приспособления – адаптации – поведение и реакции на многое у ребенка могут резко поменяться: чаще всего меняются:

  1. эмоциональное состояние (ребенок много плачет, раздражается); нарушается аппетит (ребенок ест меньше и реже, чем обычно); нарушается сон (ребенок не может заснуть, сон кратковременный, прерывистый);
  2. утрачиваются приобретенные навыки (малыш может вернуться к соске или перестать проситься на горшок, речь может затормозиться);
  3. в период адаптации дети нередко заболевают (это связано и с психическим напряжением, и с тем, что ребенок сталкивается с новыми вирусами).

Но эти изменения являются естественной реакцией на новые условия жизни, поэтому к ним нужно отнестись с пониманием. Когда ребенок привыкнет к садику, всё «станет на круги своя».
При ЛЁГКОЙ адаптации поведение детей раннего возраста нормализуется в течение месяца. Отмечается незначительное снижение аппетита: в течение 10 дней объём съедаемой ребёнком пищи достигает возрастной нормы, сон налаживается в течение 20-30 дней (иногда и раньше). Взаимоотношения со взрослыми почти не нарушаются, двигательная
активность не снижается. Ребенок вливается в коллектив всего за пару недель. Это наиболее часто встречающийся вариант. Негативные поведенческие реакции проявляются не сильно и быстро исчезают. Особенности этой степени адаптации: Не плачет и не устраивает истерик. Без проблем идет в сад по утрам и заходит в групповое помещение. Смотрит в глаза воспитателю без опаски, сразу реагирует на обращение. Охотно идет на контакт с другими детьми. Способен сам занять себя игрой. Легко подстраивается под новый режим дня. Проявляет адекватную реакцию на слова взрослых. При СРЕДНЕЙ степени адаптации дети привыкают к садику дольше, до 2-3 месяцев. Малыш часто болеет, становится капризным, раздражительным, неспособен влиться в детский коллектив. Признаки:

  • Плачет при расставании с мамой.
  • Переживает, когда остается в группе.
  • При отвлечении перестает плакать и начинает игру.
  • Без проблем общается с детьми и воспитателями.
  • Придерживается дисциплины и режима дня.
  • Правильно реагирует на замечания воспитателя.
  • Не проявляет ярко выраженной агрессии к другим детям.

При ТЯЖЁЛОЙ адаптации срок привыкания может продлиться до 6 месяцев и даже больше. Подобные случаи встречаются не так часто. Ребенок проявляет агрессию или становится очень замкнутым. Продолжительность периода составляет от 2,5 месяцев и до нескольких лет. Когда процесс затягивается, стоит подумать о прекращении посещения дошкольного
учреждения. Имеет смысл обратиться к детскому психологу. Основные признаки:

  • Невозможность контакта с другими детьми из-за поведенческих реакций.
  • Истерика при расставании с мамой.
  • Продолжительная реакция после ухода родителей (слезы или замкнутость).
  • Отказ заходить в группу.
  • Снижение аппетита и отказ от пищи.
  • Отказ ложиться в кроватку для дневного сна.
  • Агрессия или, наоборот, ступор и заторможенность.
  • Боязнь воспитателя, при обращении – неадекватная реакция – истерика, испуг и пр.

В период адаптации воспитатели, по мере своих сил и возможностей, стараются обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку, дать максимум ласки и заботы. На первых этапах вхождения ребенка в условия детского сада воспитатели стремятся получить как можно больше информации о новых детях – об их особенностях и привычках – и учитывать
их при взаимодействии с малышами. Важно помнить, что умение ребенка выбрать дело по интересам развивает самостоятельность.
Полноценный сон – это отдых, позволяет организму ребенка развиваться гармонично. Сбалансированное питание – залог крепкого здоровья. Сюжетная игра развивает у детей коммуникативные навыки. Основной вид деятельности малыша в этом возрасте – игра. Основываясь на этом знании, нужно выстраивать воспитательную стратегию
и находить формы взаимодействия с ребенком. Попадая в детский сад, дети быстро откликаются на предложение воспитателя поиграть. Для них – это привычное дело. Основная задача в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Чтобы уменьшить стрессовые реакции детей, необходимо использовать
такие формы детской деятельности, которые известны и понятны детям, знакомы из личного опыта; формы работы, имеющие, по сути
терапевтический эффект, позволяющие отвлечь ребенка от разлуки с близкими, заинтересовать, снять напряжение, поддержать на стабильном
уровне эмоциональное состояние. Среди них можно выделить:

  • игры с песком, которые стабилизируют эмоциональное состояние детей, дают простор для экспериментирования, предлагают возможность успешно  играть одному, находясь в составе группы (играть можно и на улице и в группе);
  • просмотр и обсуждение с детьми любимых мультфильмов, которые они часто смотрели дома (к созданию мультколлекции привлечь родителей),
  • подвижные игры-забавы, основная цель которых – доставить детям радость и удовлетворение от совместного со сверстниками активного и одновременно увлекательного время провождения,
  • все виды театра- настольные (театр игрушек или двусторонних картинок), стендовые (стенд-книжка, фланелеграф,, теневой театр), кукольные, которые проводятся за ширмой так без ширмы (с куклами бибабо, пальчиковыми, перчаточными, варежковыми, платочными, штоковыми, ростовыми куклами, куклами марионетками), так как встреча с театральными персонажами помогает расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу,
  • знакомство с произведениями поэзии пестования: пение колыбельных песен, рассказывание пестушек, потешек, сказок о животных, которые обладают явным успокаивающим, терапевтическим воздействием на эмоциональную сферу малышей.

Чтобы облегчить малышу процесс адаптации, необходимо обеспечить плавное вхождение в новые условия – и поначалу приводить ребенка всего на 2 часа; через несколько дней, когда эмоциональное состояние ребенка и другие показатели адаптации в детском саду стабилизируются – оставлять до обеда. Позже начать оставлять и на дневной сон. А потом – и на полный день. Время пребывания ребенка в детском саду индивидуально, определяется воспитателями на основе наблюдений за ребенком. В период адаптации воспитатели, по мере своих сил и возможностей, стараются обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку, дать максимум ласки и заботы. На первых этапах вхождения ребенка в условия детского сада воспитатели стремятся получить как можно больше информации о новых детях– об их особенностях и привычках – и учитывать их при взаимодействии с малышами. Конечно же, в этом помогут родители, можно завести на каждого ребенка тетрадочку, в которой родители опишут своего ребенка, тогда воспитателю легче будет подобрать заветный ключик
для малыша.

В группе «Солнышко» есть группа ВКонтакте, где воспитатели и родители активно обсуждают насущные проблемы в группе, делятся информацией. Так как многие детки часто болеют, а в группе проводятся различные конкурсы, как, например, Международный День акварели, то родители помимо того, что приносят совместные работы детей и родителей в
группу для оформления стенда, оформляют также и виртуальную выставку с помощью сервиса Padlet (пример выставки https://padlet.com/julik23/oakd4cmyvr57).
За время адаптационного периода проведено родительское собрание, а также мероприятия для детей – «К нам приехал театр» (кукольный и с ширмой), выставка ко Дню народного единства, праздник Осени и др, а также активно используется музыкальный фонд.

Советы родителям по адаптации детей:

  1. Подготовка ребенка к посещению сада заранее, за несколько месяцев до этого события. Эта подготовка могла заключаться в том, что родители читали сказочные истории о посещении садика, играли "в садик" с игрушками, гуляли возле садика, рассказывая малышу, что ему предстоит туда ходить.
  2. Развивать самостоятельность детей. Это одевание (хотя бы в небольшом объеме), "горшечный" этикет, самостоятельное принятие пищи.
  3. Привести режим дня, близкий к режиму сада. За месяц до посещения сада родители должны начать приводить режим ребенка к тому, какой его ждет в саду. Для того чтобы легко встать утром, ложиться нужно не позже 20:30.
  4. В выходные дни не менять режим дня ребенка. Можно позволить поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять "отсыпаться" слишком долго, что существенно сдвигает распорядок дня.
  5. Не перегружать малыша в период адаптации. У него в жизни сейчас столько изменений, и лишнее напряжение нервной системы ему ни к чему.
  6. Постараться, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении.
  7. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка!
  8. Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите ребёнка, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру).
  9. Призовите на помощь сказку или игру. Придумайте свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было ьнеуютно и немного страшно, и как потом он подружился с детьми и воспитателями. "Проиграйте" эту сказку с игрушками.
  10. Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Как нужно организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошел спокойно? Главное правило таково: спокойна мама — спокоен малыш. Он "считывает" вашу неуверенность и еще больше расстраивается.
  11. И дома, и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно.
  12. Проявляйте доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду — раздевании. Разговаривайте с ребенком не слишком громким, но уверенным голосом, озвучивая все, что вы делаете.
  13. Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться. Воспитатели давно заметили, что с одним из родителей ребенок расстается относительно спокойно, а другого никак не отпускает от себя, продолжая переживать после его ухода. Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что мама придет после какого-то события, чем ждать ее каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания!
  14. Придумайте свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой, сказать "пока"). После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее переживает малыш.

К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые
затрудняют адаптацию ребенка к детскому саду. Чего нельзя делать ни в коем случае:

  • Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад!
  • Стоит избегать разговоров о слёзах малыша с другими членами семьи в его присутствии.
  • Нельзя пугать детским садом ("Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!"). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.

Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.
Когда речь идет об адаптации ребенка к саду, часто говорят о том, как трудно малышу и какая ему нужна помощь. Но "за кадром" почти всегда  остаются родители, которые находится в не меньшем стрессе и переживаниях! Они тоже остро нуждаются в помощи и почти никогда ее не получают.
Часто мамы и папы не понимают, что с ними происходит, и пытаются игнорировать свои эмоции. Но не стоит этого делать. Вы имеете право на все свои чувства, и в данном случае они являются естественными. Поступление в сад — это момент отделения ребенка от родителей, и это испытание для всех. У мамы и папы тоже "рвется" сердце, когда они видит, как переживает малыш, а ведь в первое время он может заплакать только при одном упоминании, что завтра придется идти в сад. Чтобы помочь себе, нужно: быть уверенными, что посещение сада действительно нужно семье. Например, когда маме просто необходимо работать, чтобы вносить свой вклад (порой единственный) в доход семьи. Иногда мамы отдают ребенка в сад раньше, чем выходят на работу, чтобы помочь ему адаптироваться, забирая пораньше, если это бу дет нужно. Чем меньше сомнений в целесообразности посещения сада, тем больше уверенности, что ребенок рано или поздно обязательно справится. И малыш, реагируя именно на эту уверенную позицию, адаптируется гораздо быстрее.
поверить, что малыш на самом деле вовсе не "слабое" создание.
Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать, даже если слезы текут рекой. Парадоксально, но факт: хорошо, что ребёнок плачет! Поверьте, у него настоящее горе, ведь он расстается с самым дорогим человеком — с мамой! Он пока не знает, что вы обязательно придете, еще не установился режим. Но вы-то знаете, что происходит, и уверены, что заберете малыша из сада. Хуже, когда ребенок настолько зажат тисками стресса, и у него не получается плакать. Плач — это помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Поэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребенка за "нытье". Конечно, детские слезы заставляют вас переживать, но вы тоже обязательно справитесь. Заручиться поддержкой. Вокруг вас родители, переживающие те же чувства в этот период. Поддерживайте друг друга, узнайте, какие "ноу-хау" есть у каждого из вас в деле помощи малышу. Вместе отмечайте и радуйтесь успехам детей и самих себя.

Будьте терпеливы, проявляйте понимание и проницательность. И тогда скоро детский сад превратится для малыша в уютный, хорошо знакомый и привычный мир!